Черчение для чайников: обзор возможностей программы Autodesk AutoCAD. Архитектура и строительство AutoCAD — особенности применения в строительном проектировании Извлечение количественной информации

для эффективной работы над архитектурными чертежами и документацией с системой геометрических и размерных ограничений и инструментами реконструкции. Решение AutoCAD Architecture предоставляет современные средства работы с параметрическими зависимостями и гарантирует совершенство процесса создания пересечений стен с опцией аккуратной подчистки.

Специализированные функции архитектурного проектирования и черчения и привычная среда обеспечивают оптимизацию процесса выпуска рабочей документации. Приложение AutoCAD Architecture поддерживает возможность совместной работы и позволяет обмениваться данными со специалистами по проектированию инженерных систем зданий и строительных конструкций в формате файлов DWG. Интерфейс AutoCAD Architecture отличается оптимальной организацией и большой площадью графической области, предоставляя быстрый доступ к инструментам и командам. Благодаря обширной библиотеке компонентов узлов и замечаний на чертеже пользователь может быстро формировать документацию и наносить необходимые пояснения.

AutoCAD Architecture предоставляет возможность выполнять чертежи и создавать документацию, используя изображения стен, дверей и окон, обозначающие реальные архитектурные объекты. Пользователь может редактировать стены на чертеже и их свойства на компонентном уровне, что помогает совершенствовать работу со стенами различных типов: наклонными, угловыми, пересекающимися и огнестойкими. Программа AutoCAD Architecture позволяет автоматически вставлять и размещать изображения дверей и окон, управляя их расположением с максимальной точностью. При формировании спецификаций можно заносить результаты расчетов, проведенных в модели. Данные из спецификаций динамически связаны с объектами чертежей и обновляются при изменении любого элемента конструкции. В AutoCAD Architecture для стен и всех их компонентов применяются AEC-размеры. При нанесении размеров учитываются различные варианты привязки: к осевым линиям стен, их наружным поверхностям и т. д. С помощью встроенных средств визуализации можно создавать эффектную презентацию проекта. Программа AutoCAD Architecture позволяет быстро передавать проекты на проверку и утверждение путем публикации в форматах DWF и DWFx.

Новые возможности в Autodesk AutoCAD Architecture 2014

  • Автоматизированные описания наборов свойств Возможность автоматического присоединения описаний наборов свойств к архитектурным объектам делает более удобным процесс составления смет. Существующие описания наборов свойств теперь можно присоединять ко вновь создаваемым объектам и их стилям, а новые и модифицированные описания наборов свойств без труда связываются с существующими объектами.
  • Резервная копия файла с информацией о проекте Наличие резервной копии файла с информацией о проекте в AutoCAD Architecture 2014 позволяет избежать трудоемкой процедуры воссоздания этого файла в случае его повреждения. Резервная копия файла с информацией о проекте (*.apj) может быть в любой момент восстановлена в качестве основной.
  • Масштабирование аннотаций и единиц измерения При изменении единиц чертежа ярлыки объектов, текстовые надписи и другие масштабируемые аннотации сохраняют свой прежний внешний вид и размеры. Кроме того, при изменении единиц корректно себя ведут многие другие параметры AutoCAD, в том числе масштаб типа линий.
  • Блок крутого откоса Новый блок крутого откоса позволяет быстро формировать графику, иллюстрирующую изменения уклона, избавляя от необходимости создавать такую сложную графику вручную.
  • Послойный порядок отображения Порядок вывода слоев с объектами на экран устанавливается с помощью списка. Предварительный просмотр позволяет убедиться, что изменения дадут правильный результат.
  • Перенос на слой 0 Все объекты чертежа могут быть перенесены на слой 0 одним щелчком мыши. Это бывает необходимо, например, при подчистке чертежей, в которых имеются объекты на неиспользуемых слоях.
  • Замена блоков При модификации проекта стало более удобно заменять в нем компоненты. Связывать вхождения блоков с другими описаниями можно, не создавая блоки заново.
  • Улучшенная работа с дверями Главное пожелание участников AUGI®: В AutoCAD Architecture 2014 добавление дверей и окон в стену оптимизировано: пользователи могут повторно вызывать функцию с ранее использованными опциями. Команда вставки двери со смещением относительно кромки стены или по центру стала более удобной благодаря автоматической привязке к позициям, в которых находится курсор.
  • Улучшенное выравнивание дверей Команда выравнивания дверей позволяет вставлять двери окна заподлицо с левой или правой кромкой стены.

Возможности в Autodesk AutoCAD Architecture:

  • Повышенное быстродействие . В AutoCAD Architecture повышено быстродействие работы многих функций и инструментов, к которым проектировщики обращаются ежедневно. Загрузка программного продукта и чтение чертежей производятся быстрее, чем раньше; ускорены также вызов функций и навигация по большим чертежам. Благодаря такой оптимизации работать стало еще удобнее.
  • Поддержка облаков точек . Вы можете осуществлять моделирование на основе 3D-сканов. Это позволяет оптимизировать трудоемкие проекты реконструкции и реставрации. Благодаря поддержке до 2 миллиардов точек можно быстро визуализировать поверхности сканированных объектов и выполнить привязку к ним прямо в рабочем пространстве для моделирования. В новой версии появилась возможность отображать больше точек на экране и выделять образуемые ими формы. Улучшен также API-интерфейс программирования.

  • Работа с угловыми окнами . Создавать угловые окна стало еще проще. Новая версия AutoCAD Architecture позволяет без труда размещать окна (с рамами или без них) в угловых пересечениях двух стен.

  • Улучшенная работа с сетками колонн . Появилась возможность изменять пользовательские сетки колонн и добавлять новые сетки колонн, основываясь на предварительно введенных данных. В интерфейс продукта введена опция, позволяющая добавлять новые колонны вдоль оси сетки.

  • Повышенная производительность . AutoCAD Architecture обеспечивает более высокую производительность при моделировании и подготовке чертежей. В новую версию AutoCAD Architecture можно импортировать файлы Autodesk Inventor ; при этом модели преобразовываются в 3D-блоки и образуют вместе с AEC-объектами ассоциативные массивы.

  • Инструменты 3D-проектирования . Теперь с помощью многофункциональных «ручек» можно управлять такими объектами AutoCAD , как отрезки, дуги, эллиптические дуги, размеры, мультивыноски, 3D-грани, ребра и вершины. Для доступа к опциям, применимым к выбранному объекту, нужно задержать курсор на «ручке».

  • Поиск компонентов . AutoCAD Architecture позволяет быстро находить файлы проектов, архитектурные компоненты и объекты с помощью новой панели. Поиск осуществляется в текущих чертежах, Веб-служба Autodesk Seek, на локальных и сетевых дисках.

  • Поддержка IFC . Чертежи AutoCAD Architecture можно экспортировать в формат Industry Foundation Classes (IFC). Это упрощает обмен проектной информацией с другими специалистами.

  • Средства совместной работы через Интернет . Веб-служба AutoCAD WS, доступ к которой обеспечивается через специальную надстройку для AutoCAD , позволяет проектировщикам обмениваться информацией по Интернету. Просматривайте, редактируйте и распространяйте DWG™-файлы в веб-браузерах и на мобильных устройствах.

Основные возможности:

  • Разрезы и фасады . Двумерные разрезы и фасады генерируются непосредственно из планов. При внесении изменений в проект AutoCAD Architecture обновляет разрезы и фасады. При этом сохраняются заданные слои, цвета, типы линий и прочие свойства.

  • Стены, двери и окна . Вы можете выполнять чертежи и создавать документацию, используя стены, двери и окна, которые имитируют реальные архитектурные объекты. Стены и их свойства редактируются на уровне компонентов, что позволяет усовершенствовать работу со стенами, обладающими наиболее распространенными свойствами — наклонными, угловыми и пересекающимися огнестойкими стенами. Программа позволяет автоматически вставлять и размещать двери и окна, управляя их расположением с максимальной точностью. При перемещении стены автоматически обновляются все примыкания к ней других стен. При этом используются знакомые команды AutoCAD , например, «Сопряжение» и «Фаска».

  • Создание чертежей узлов и пояснений . Для более быстрого формирования документации и нанесения пояснений программа предлагает обширную библиотеку компонентов узлов и мощные средства работы с ключевыми заметками. С их помощью ускоряется создание таких элементов оформления, как надписи, легенды и ссылки на узлы. Легенда размещается на чертеже всего несколькими щелчками мыши.

  • Удобный пользовательский интерфейс .Новый интерфейс AutoCAD Architecture - продукта, который представляет собой AutoCAD для архитекторов, - характеризуется оптимальной организацией, большей площадью графической области, а также ускоренным доступом к инструментам и командам. Пользователи получают удобный доступ к привычным инструментам, могут более эффективно находить редко используемые команды, а также легче осваивать новые функции. Усовершенствованный интерфейс используется во многих продуктах Autodesk, что позволяет тратить минимум времени на обучение при переходе на новые приложения.

  • Размеры стен . В AutoCAD Architecture для стен и всех их компонентов применяются AEC-размеры. При нанесении размеров учитываются разнообразные варианты привязки: к осевым линиям стен, их наружным поверхностям и т.п. При изменениях в проекте не требуется ручного обновления ассоциативных размеров, т.к. они пересчитываются автоматически.

  • Составление спецификаций . Стили спецификаций легко подстраиваются под стандарты предприятий. Можно также создавать новые стили спецификаций, которые будут содержать необходимые данные. Данные спецификаций динамически связаны с объектами чертежей и обновляются при изменении любого элемента конструкции.

  • Марки помещений и документация . Марки помещений и их площади наносятся автоматически. При изменении граничащих элементов соответствующие помещения обновляются автоматически. Эта возможность экономит время и обеспечивает точность документации. Помещения можно создавать при помощи смещений от граничащих элементов на основе стандартных или пользовательских правил. Расчет площадей выполняется в соответствии с общепринятыми стандартами, такими как BOMA, DIN и SIS.

  • Реконструкция зданий . Инструменты AutoCAD Architecture, предназначенные для создания проектов реконструкции, позволяют проектировщикам работать с высокой производительностью. Сохраняемые, новые и подлежащие сносу элементы здания выделяются на видах графическим способом; все виды в комплекте рабочих чертежей координируются между собой.

Системные требования

Для 32-разрядного варианта AutoCAD Architecture

  • Операционная система Windows 8 Professional либо Enterprise edition, Windows 7 Enterprise, Ultimate, Professional, либо Home Premium edition, либо Windows® XP Professional или Home edition (SP3 и выше)
  • Процессор AMD Athlon 64 с поддержкой SSE2, AMD Opteron с SSE2, Intel Xeon с поддержкой Intel EM64T и SSE2 технологии, или Pentium 4 с Intel EM64T и SSE2 технологиями
  • 2 ГБ оперативной памяти (рекомендуется 3 ГБ)
  • 3D графический адаптер класса рабочих станций, поддерживающий технологию Microsoft Direct3D и Pixel Shader 3.0 или выше
  • Браузер Microsoft Internet Explorer 7.0 или выше
  • Не обязательно: принтер или плоттер, дигитайзер, доступ в Интернет и сетевой адаптер

Для 64-разрядного варианта AutoCAD Architecture

  • Операционная система Windows 8 Professional либо Enterprise edition, или Windows 7 Enterprise, Ultimate, Professional, или Home Premium edition
  • Процессор AMD Athlon 64, AMD Opteron™, Intel Xeon с поддержкой Intel EM64T или Intel Pentium 4 с поддержкой Intel EM64T (все - с поддержкой SSE2)
  • 2 ГБ оперативной памяти (рекомендуется 4 ГБ)
  • 10 ГБ свободного места на диске для типовой установки
  • Монитор с разрешением 1024 x 768 и поддержкой режима true color (рекомендуется разрешение 1,600 x 1,050 и режим true color)
  • Графический адаптер с объемом видеопамяти 128 МБ (рекомендуется 256 Мб или более)
  • 3D графический адаптер класса рабочих станций, поддерживающий технологию Direct3D и Pixel Shader 3.0 или выше
  • Браузер Internet Explorer 7.0 или выше
  • DVD-привод (только для установки)
  • Не обязательно: принтер или плоттер, доступ в Интернет и сетевой адаптер

Преимущества при покупке подписки Autodesk Subscription:

Подписка Autodesk является единственным способом, гарантирующим получение новых версий ПО , т.к. процедура Upgrade убрана из прайс-листов Autodesk с 6 марта 2015 года (). Поэтому покупая ПО Autodesk без подписки, Клиент в будущем не сможет обновить версию приобретенного программного продукта. А принимая во внимание намерение компании Autodesk полностью перейти на схему временного лицензирования для ряда программных продуктов, покупка постоянной лицензии с подпиской сейчас становится единственным способом гарантирующим владение самой актуальной бессрочной версией покупаемого ПО.

Одним из преимуществ Подписки Autodesk является право на использование предыдущих версий ПО , что позволяет сэкономить на обновлении оборудования, а также произвести переход на новые версии тогда, когда это нужно Вам.

Подписка Autodesk позволяет установить бесплатно дополнительную лицензию на ПК сотрудника , что позволит использовать продукты Autodesk вне рабочего места(в командировках, на домашнем ПК и т.д.).

Клиенты с Подпиской Autodesk имеют право на техническую поддержку . В течение 24 часов на вопрос клиента, заданный через Центр Подписки, ответят технические специалисты Autodesk.

Подписчики имеют право на использование облачных технологий Autodesk , которые включают 25ГБ для хранения и обмена файлами на каждого подписчика и право на выполнение рендеринга, оптимизации, анализа и других сложных процессов в сжатые сроки на мощностях Autodesk360.

Основные аргументы в пользу приобретения подписки Autodesk:

Доступ к новейшим технологиям и инструментам проектирования Autodesk

В вашем распоряжении - новейшие версии ПО и дополнения к продуктам Подписка Autodesk позволяет пользователям поддерживать свое программное обеспечение в актуальном состоянии, что является одним из базовых условий для повышения производительности. Это - экономичный и удобный способ , позволяющий всегда иметь доступ к последним версиям продуктов, новейшим технологиям Autodesk и инструментам проектирования. Подписчикам Autodesk предоставляются новейшие версии программных продуктов Autodesk, на которые у них имеются лицензии, а также периодически выпускаемые дополнения к продуктам. Все обновления для отдельных продуктов и программных комплексов Autodesk сразу же после их выпуска становятся доступны для скачивания в Центре Подписки.

Перенос рабочих процессов в облако

Повышение эффективности с помощью облачных сервисов Autodesk 360 . При приобретении Подписки Autodesk на отдельный продукт или программный комплекс вы получаете привилегированный доступ к облачным сервисам Autodesk 360 для рендеринга, оптимизации и расчетов. Это позволяет сэкономить значительное количество времени благодаря более эффективной работе. Например, с помощью сервиса рендеринга в Autodesk® 360 можно быстро готовить фотореалистичные и панорамные изображения, не тратя на это ресурсы рабочего компьютера.

Повышенная мобильность и улучшенная совместная работа

Возможность работы в выездных условиях, не будучи привязанным к офисному компьютеру . Подписчикам Autodesk предоставляется 25 ГБ для облачного хранения данных в Autodesk 360 на каждое рабочее место, что позволяет выполнять в облаке задачи, требовательные к вычислительным ресурсам. Если относящиеся к проекту файлы хранятся в облаке, пользователи могут работать с ними, находясь в любом месте вне офиса. Autodesk 360 позволяет обмениваться файлами со всеми заинтересованными сторонами даже при отсутствии ПО, которое использовалось для создания этих файлов. В Autodesk 360 проектные данные хранятся в наиболее полном и точном виде. Вы можете просматривать и снабжать комментариями файлы в форматах 2D и 3D DWF™, DWG™, Autodesk Navisworks и Autodesk Revit через веб-браузер или с мобильного устройства, используя мобильное приложение Autodesk 360. Для редактирования DWG-файлов в облаке вы также можете использовать мобильное приложение на основе облачных технологий AutoCAD WS.

Удобный доступ, согласованный с принятыми методами работы

Доступность нужных продуктов Autodesk в любое время . Работа в удаленном режиме - уже давно не редкость, поэтому пользователям очень важно иметь возможность доступа как к предыдущим, так и к текущим версиям программного обеспечения, их одновременной установки на домашний и рабочий компьютер, а также использования за рубежом. Благодаря доступу к предыдущим версиям продуктов Autodesk упрощается взаимодействие с заказчиками и партнерами, которые не используют новейшие технологии Autodesk. Подписчикам Autodesk предоставляются исключительные лицензионные права - право на использование предыдущих версий, право на «домашнюю лицензию» и экстерриториальное право, что открывает доступ к нужным инструментам в любое время и из любого места.

Техническая поддержка при первой необходимости

Проектирование с соблюдением всех сроков благодаря поддержке экспертов . Составной частью программы Подписки Autodesk является Стандартная техническая поддержка. Специалисты службы поддержки Autodesk оказывают помощь при установке, настройке и устранении неполадок, что позволяет избегать простоев и повышать производительность. Вы также получаете доступ к онлайн-поддержке со стороны Autodesk, среди ресурсов которой - база знаний со справочными документами, руководствами и учебными видеоматериалами, а также возможность поиска по обширной библиотеке технических решений Autodesk и веткам форумов сообщества. Кроме того, подписчикам Autodesk предоставляется индивидуальная поддержка специалистов по вопросам, требующим конфиденциальности.

Виды лицензий Autodesk AutoCAD Architecture.

Программа может поставляться в виде локальных или сетевых лицензий. Основные особенности каждого типа лицензирования изложены ниже.

Локальная лицензия - лицензия с установкой и активацией на определенном компьютере. Допускается использование на втором компьютере попеременно при приобретении коммерческой подписки (например, при использовании продукта дома и на работе; или на стационарном ПК и на ноутбуке).

Сетевая лицензия - позволяет установить программный продукт на неограниченное количество компьютеров в рамках локальной сети. При этом количество одновременно запущенных копий программы не может превышать общее количество купленных сетевых лицензий. Т.е., например, при приобретении двух сетевых лицензий, есть возможность установить программу на все компьютеры локальной сети предприятия, но одновременный запуск программы допустим не более, чем с двух компьютеров. В этом случае, при запуске с третьего компьютера, будет показано сообщение об отсутствии свободных сетевых лицензий. Механизм сетевого лицензирования позволяет заимствование (открепление) лицензий с сервера на срок до 180 дней (в случае необходимости коммандировки, выезда к клиенту и т.д.). При установке сетевых лицензий требуется настройка серверной части и установка программы на все графические станции, с которых в последствии необходим запуск. Серверная часть может быть представлена как одной из графических станций, на который установлена сама программа, так и выделенными (одним или несколькими) сервером для более надежного обеспечения бесперебойности работы.

О том, что такое AutoCAD распространяться не буду, поскольку изложенное ниже адресовано именно тем, кто знаком с этой программой хотя бы на базовом уровне. Отмечу только, что в отличие от многих программных продуктов для решения проектных задач, AutoCAD как таковой является не средством автоматизации, но лишь чрезвычайно мощным инструментом для ручного черчения в электронной среде. Отдельные его возможности позволяют на уровне средств пользователя ограниченно автоматизировать некоторые локальные задачи. Для разработчиков приложений здесь большое поле деятельности, но речь сейчас не об этом.

Я исхожу из того, что эффективно пользоваться каким-либо приложением можно лишь в том случае, если знаешь о нем как минимум чуть больше, чем лежит на поверхности — с тем, чтобы в необходимых случаях обманывать его. Работая со специализированными приложениями, использующими графическую среду AutoCAD, имеет смысл представлять себе, какова эта среда. Такое знание позволяет также осмысленно выбирать программные средства проектной автоматизации. Иначе полагаться приходится на голую интуицию и то, что зовется «русским авось».

Разговор пойдет об AutoCAD 2000, последнем стандартном воплощении программы. Появившаяся недавно версия AutoCAD 2000i ничего не добавила к графическим средствам, о которых в первую очередь пойдет разговор в предлагаемом материале. Развитие в этой версии получили главным образом средства взаимодействия участников рабочего процесса посредством Web и привлечения доступных там ресурсов. Для большинства фирм и независимых проектировщиков в нашей стране это пока не является предметом первой необходимости, особенно учитывая скорости обмена данными, которые в состоянии обеспечить отечественные провайдеры и телефонные линии. Поэтому речь о специфических особенностях этой последней подверсии продукта здесь не пойдет.

Компанией Autodesk выпущен также продукт AutoCAD Architectural Desktop, являющийся средством именно автоматизации архитектурного проектного процесса. Здесь речь также не о нем. Специфические средства AutoCAD Architectural Desktop являются надстройкой над оригинальной средой AutoCAD, и к ним относится все то же, что говорилось о других приложениях.

Описание «ручной» методики, возможно, оттенит для кого-то преимущества и недостатки программных продуктов аналогичного назначения для различных графических сред. Предвижу возражение, что незачем тратить в AutoCAD столько сил и времени на вещи, которые на ура решают ArchiCAD или Allplan, например. Кто-то, напротив, сочтет удобным полностью контролировать технологию и предпочтет универсальность AutoCAD комфорту в условиях ограниченной свободы, предлагаемому некоторыми, в том числе упомянутыми, продуктами.

Мое отношение к этому таково: «пусть цветут сто цветов». Нет программы, полностью удовлетворяющей потребностям проектировщика. Каждая из них имеет какие-то преимущества перед конкурентами; следуя той же логике, она неизбежно в чем-то от них отстает. Перекрестные заимствования идей и жесткая конкуренция на ограниченном рынке обеспечивают динамичное развитие профессиональных инструментов проектировщиков, что в итоге выгодно конечному потребителю, то есть нам с вами.

Поскольку многие пользователи AutoCAD не покинули еще среду прежней, 14-й версии, несколько слов хотел бы сказать для них. Переход на версию 2000 оправдан. Почти не добавив в арсенал проектировщиков каких-либо принципиально новых средств и возможностей, AutoCAD 2000 принес великолепно продуманную и реализованную рабочую среду, позволяющую значительно сокращать время проектирования. При интенсивной работе экономический эффект хорошо заметен. А непосредственным пользователям полезно принять к сведению, что новая версия очень комфортна и способствует снижению утомляемости. Излагая материал, я буду ориентироваться преимущественно на AutoCAD 2000, делая для пользователей R14 отдельные оговорки. Основная часть описываемых здесь действий выполнима и в AutoCAD R14, однако менее удобным способом.


Для решения большей части графических задач в строительном проектировании может также эффективно использоваться более дешевый AutoCAD LT 2000, сильно урезанный в части функций для объемного моделирования и визуализации, зато существенно менее ресурсоемкий и позволяющий эффективно работать на, скажем так, не самой свежей технике. Если для тех или иных процедур AutoCAD LT неприменим, это будет оговариваться особо, в остальных случаях к нему будет относиться сказанное об AutoCAD 2000.

Особенности строительной тематики

Строительное черчение и моделирование, используя, в основном, возможности и методы, присущие любому направлению проектной деятельности, имеет некоторые особенности, которые следует учитывать при выборе конкретного набора средств из общей палитры.

Масштаб

Строительные проектировщики имеют дело преимущественно с очень крупными объектами, измеряемыми десятками, а то и сотнями метров в каждом направлении, тогда как в качестве единиц измерения расстояний используются миллиметры. Хотя работа в среде AutoCAD, как и большинстве CAD-программ, предполагает использование реального масштаба, то есть 1:1, а масштаб вывода изображения на твердые носители назначается только в процессе настройки опций печати, тем не менее, в процессе работы предполагаемый масштаб совсем проигнорировать не удастся. Помимо проектируемой геометрии, чертежи, как правило, содержат множество элементов оформления: надписи, выноски, обозначения размеров, штриховки, прерывистые линии. Все они, будучи выведенными на твердые носители, должны быть корректно на них представлены. Таким образом, необходимо заранее думать о величине таких элементов как относительно содержащейся на чертеже геометрии, так и относительно самого бумажного листа. Наряду с тем, что каждый из перечисленных элементов имеет собственный способ настройки масштаба, возможны еще и различные методы формирования готовых чертежей, предполагающие различные способы учета масштаба выводимого изображения.

Рабочая область

Начиная чертеж, необходимо иметь под рукой и перед глазами область чертежа, достаточную для того, чтобы на ней разместились все части проектируемого объекта. По умолчанию при запуске программы или создании нового чертежа видимая область его пространства значительно меньше, чем может понадобиться строительному проектировщику. Максимальная область, визуальный доступ к которой может быть быстро обеспечен экранными операциями AutoCAD, подлежит настройке пользователем и называется лимитами чертежа. Назначаемые лимиты должны несколько превосходить суммарные габаритные размеры проектируемого объекта — для того, чтобы в максимальной видимой области чертежа осталось место для упомянутых ранее средств оформления.


Большое число объектов в чертежах

При проектировании строительных объектов, как правило, используется несложная геометрия для каждого отдельно взятого строительного элемента, однако в любом самом несложном чертеже или в модели таких элементов содержится очень много.

С одной стороны, простота геометрии избавляет от необходимости описывать сложные формы (что, например, приходится делать автомобильным дизайнерам). С другой — высокая насыщенность чертежей вынуждает заботиться об экономичных с точки зрения затрат системных ресурсов решениях. Под этим здесь понимается правильный выбор типов примитивов, на основе которых формируется логический объект, и оптимальный метод их создания. Выбираемые примитивы должны быть максимально экономичными по требуемым системным ресурсам и оптимально редактируемыми с точки зрения контекста их применения.

Повторяющиеся объекты

Множество объектов, содержащихся в строительном чертеже или модели, как правило, можно отнести лишь к ограниченному числу типоразмеров, в пределах которых сами объекты являются многократно повторяющимися абсолютно идентичными копиями.


В связи с этим весьма популярными делаются функции, позволяющие создавать копии объектов и их массивы. Кроме того, некоторые объекты, будучи единожды созданы, могут затем многократно использоваться не только в текущем, но и в последующих чертежах. В AutoCAD есть средства, позволяющие создавать, хранить такие объекты и получать к ним удобный доступ для их повторного применения. В связи с этой потребностью должное внимание следует уделить именованным группам примитивов, внутренним и внешним блокам и внешним ссылкам.

Идентично изменяемые объекты

Будучи одинаковыми, повторяемые объекты, как правило, и изменяться должны синхронно. При использовании блоков и внешних ссылок изменения, вносимые в один объект, применяются ко множеству всех идентичных объектов в чертеже. Такое глобальное редактирование является одним из важнейших средств повышения производительности труда исполнителя.

Извлечение количественной информации


Как правило, однотипные объекты требуют учета количества их вхождений в чертеж. Это нужно для определения расхода строительных изделий, строительных материалов и денежных средств. С той же целью требуется определять длину, площадь и объем объектов или областей, ими образуемых. AutoCAD содержит команды для автоматических измерений геометрических объектов, выводящие результаты на экран для ознакомления. Для подсчета вхождений блоков используются внедряемые в их состав специальные объекты, называемые атрибутами. В атрибутах блоков хранится допускающая редактирование текстовая или числовая информация, которая затем может извлекаться и обрабатываться во внешних программах с целью формирования отчетных документов.

Связность информации в различных документах

В процессе проектирования локальные изменения в отдельных чертежах производятся постоянно, они должны оперативно учитываться и в необходимых случаях отражаться во всех прочих чертежах проекта. В идеале такой перенос информации должен производиться автоматически. Это достижимо при правильной организации работы как над каждым отдельным чертежом, так и глобально, в рамках всей рабочей группы. Различные чертежные документы формируются на основе общей исходной графической информации. Как правило, это основные общестроительные чертежи: планы, фасады, разрезы. Формирование остальных чертежей состоит исключительно в фильтрации исходной графической информации (оставить стены и проемы, исключить заполнение проемов) и добавлении к ней информации специальной, но отнюдь не в ревизии базовой геометрии. Исключить многократное дублирование основных данных можно, обеспечив к ним доступ из различных чертежей по внешним ссылкам. Этот метод позволяет использовать во всех документах проекта обновленные основные графические данные сразу после внесения в них изменений. Этой же цели служит рациональная организация набора слоев, позволяющая при необходимости формировать в одном файле множество различных чертежных документов, немедленно отражающих изменения, выполняемые в любом из них.

Параллельная работа группы исполнителей над общим документом

Иногда требуется обеспечить совместную работу нескольких исполнителей над одним документом. Это может понадобиться в том случае, например, если параллельно с началом проектных работ проводятся уточняющие натурные обмеры. В стандартном случае после создания уточненной строительной подосновы наработанные чертежи придется корректировать, механически дублируя камеральную часть обмеров. Если строительная подоснова существует в качестве отдельного чертежа-источника, на который делаются внешние ссылки из параллельно нарабатываемых чертежей проекта, их актуализация может производиться автоматически и немедленно по мере внесения изменений в такую подоснову. Аналогичным образом посредством ссылок на выполняемые различными исполнителями модели отдельных этажей здания можно собирать полную его модель и на ее основе формировать остальные проекции и сечения.

Формирование видов плоских проекций трехмерных моделей


AutoCAD допускает различный подход к формированию фасадов и разрезов проектируемых зданий. Они могут формироваться вручную из плоских базовых примитивов аналогично тому, как это происходит при бумажном черчении, что нельзя признать оптимальным методом, однако иногда необходимо. Кроме того, вертикальные проекции можно получать путем настройки соответствующих видов на объемную модель в видовых экранах пространства листа, что позволяет существенно сократить объем работ и обеспечивает динамическую ассоциативную обратную связь таких проекций с исходной моделью. И все же автоматически формируемые проекции не всегда обеспечивают полностью корректное изображение: например, они могут содержать лишние линии вдоль стыков частей стен. Поэтому нередко применяется метод автоматического получения на основе модели плоских редактируемых изображений ее проекций, которые затем могут дорабатываться обычными средствами AutoCAD. Это особенно оправданно, когда проектируемое здание должно иметь сложный декор, который нецелесообразно воспроизводить в объемной модели, но необходимо отразить в чертежах. В иных случаях, напротив, даже если задача создания объемной модели не ставится, может оказаться технологически проще создать ее во всех подробностях для формирования фасадов или их частей, нежели пытаться уловить визуальное сокращение декора вдоль искривленных в плане стен при плоском черчении.

Частый вывод промежуточных чертежей

В процессе работы над проектом выводить промежуточные чертежи приходится очень часто — в том числе для выдачи заданий, согласования с заказчиком и смежниками. Это делает актуальной печать чертежных документов из предварительно сформированных в пространстве листа макетов. Такая настройка требует не больше времени, чем разовая подготовка печати из пространства модели, однако избавляет от необходимости выполнять ее повторно. Таких макетов в любом файле может быть создано множество для различных условий печати. Отправка настроенного макета на внешнее устройство производится мгновенно и не требует при печати дополнительного контроля, что обеспечивает при выполнении рутинных вспомогательных операций экономию времени, которое может быть использовано для решения творческих задач. В ряде случаев полезной может оказаться возможность замены вывода чертежей на твердые носители формированием компактных файлов специального формата, которые позволяют без запуска AutoCAD просматривать их содержимое и делать распечатки. Поскольку эти файлы не допускают редактирования, вы, передавая чертежи заказчику в такой форме, будете уверены, что ваши проектные материалы не будут использованы конкурентами.

Оперативность изменений

Нынешние рыночные условия и нередкое запараллеливание процессов проектирования и строительства (хотя и противоречащее законному порядку) предъявляют жесткие требования к срокам проектирования и оперативности учета пожеланий заказчика в процессе работы. Большим подспорьем здесь оказываются дополнительные средства повышения производительности, среди которых вынесенные в AutoCAD 2000 в дополнительную группу меню Express. Некоторые из представленных здесь инструментов позволяют в разы, и даже десятки раз сократить время, затрачиваемое на отдельные операции. Пристального внимания заслуживают, например, маскированные блоки, одновременная обрезка множества контурных объектов по выбранной кромке, операции управления слоями и некоторые другие.

Презентационная визуализация

Презентационная визуализация — чрезвычайно важная часть строительного проектирования. Она выполняется как на ранних стадиях для привлечения заказчика, так и в конце работы над проектом с целью его согласования. Чаще всего для такого рода работ применяют специальные визуализационные программы. Тем не менее, AutoCAD содержит достаточно мощный модуль для подготовки фотореалистичных изображений, позволяющий гибко настраивать точку зрения и освещение, назначать частям зданий визуальные свойства реальных материалов, применять специальные эффекты, имитирующие естественные условия наблюдения, вписывать здания в фотографический фон, воспроизводящий реальное окружение. В большинстве случаев этих возможностей оказывается достаточно для работы со строительными объектами.

Соглашения

Этим опусом я начинаю цикл статей, посвященный методическим аспектам применения AutoCAD в строительном проектировании. С приблизительным перечнем тем, которые я хотел бы затронуть, вы успели познакомиться выше, хотя я не склонен при более подробном изложении материала расценивать этот перечень как догму.

То, что будет описано, используется мной, и хорошо зарекомендовало себя на практике. Однако выбор инструментария — дело сугубо индивидуальное. Поэтому хочу заранее оговориться, что именно вы, читатель, отвечаете перед собой и вашими работодателями за решение следовать этим рекомендациям или нет.

Ваши вопросы, относящиеся к освещаемой тематике, можно направлять в адрес редакции.

Работа в AutoCAD, в первую очередь, определяется концепцией подготовки крупных проектов, разработкой которых занята большая группа специалистов одного или нескольких отделов предприятия. В ходе подготовки такого проекта могут быть задействованы сотни или даже тысячи файлов. В свою очередь, каждый файл может содержать множество листов, отображающих проектируемый объект в различных видах или проекциях. Более того, над одним и тем же документом могут работать специалисты из различных отделов, связанные между собой необходимостью постоянного обмена информацией и т.п. Полученный в результате пакет документов требует организации и структурирования. Ранее при отсутствии системы электронного документооборота такая работа выполнялась вручную (например, при помощи вложенных папок, расположенных на сетевом сервере). Создавать такую иерархическую систему весьма сложно, а раньше, в более старых версиях AutoCAD на это тратилось огромное количество времени и выполнялось множество лишних действий, в конечном счете, резко снижающих производительность коллектива, занятого разработкой одного проекта. Для решения этой проблемы в AutoCAD 2010 имеется два инструмента – Менеджер набора листов (Sheet Set manager) и Менеджер заметок (Markup Set manager).

В одном DWG-файле может находиться одно пространство модели и неограниченное количество листов, скомпонованных на основе видовых экранов из пространства модели. Такая концепция работы с чертежом вполне удобна и достаточна для одного пользователя, но когда проект выполняется группой специалистов и состоит из множества различных файлов, такая модель уже перестает быть эффективной. Менеджер набора листов позволяет структурировать документы проекта в наборы листов, выделяя группы по различным критериям. Такие группы листов отображаются в виде дерева файлов, что позволяет легко увидеть, кто из пользователей над каким документом работает.

Менеджер набора листов (рис. 1.45) вызывается комбинацией клавиш Ctrl+4 или при помощи кнопки

Sheet Set manager (Менеджер набора листов расположенной в инструментальной группе Palettes (Палитры) вкладки View (Вид). Он состоит из трех вкладок: Sheet List (Список листов), View List (Просмотр списка), Resource Drawing (Ресурсы чертежа).

Вкладка Sheet List (Список листов) содержит древовидный список листов проекта. При этом набор листов может быть создан для всего проекта, а затем разбит на подгруппы по различным критериям. В свою очередь, каждую из подгрупп можно детализировать.

В случае необходимости определенный пакет чертежей можно передать сторонней организации путем их публикации в многолистовом формате DWF. Для этого достаточно воспользоваться системой контекстных меню Менеджера набора листов , выполнив с их помощью команду Publish (Публикация) \ Publish to DWF (Публикация в DWF).

Контекстное меню также вызывается щелчком на самом названии проекта. В него добавляется несколько полезных команд, выполняемых одновременно для всего набора листов. Так, например, команда Insert Sheet List Table (Создать таблицу листов) позволяет автоматически генерировать перечень листов. При добавлении, удалении и изменении порядка следования листов созданный перечень обновляется автоматически. Команда Archive (Архивация) этого же контекстного меню позволяет автоматически архивировать комплект листов на основных этапах выполнения проекта, обеспечивая сохранение последовательности работ и быстрый доступ к предыдущим версиям.

Две другие вкладки – View List (Просмотр списка) и Resource Drawing (Ресурсы чертежа) - содержат соответственно список именованных видов проекта и общие ресурсы чертежей.

Менеджер набора листов позволяет также быстро собирать листы в наборы из имеющихся чертежей, используя одинаковые атрибуты оформления, и обеспечивать одновременный доступ к наборам листов по локальной сети, а также добавлять или исключать листы из существующих наборов.

Менеджер заметок позволяет пользователям обмениваться по Интернету компактными чертежами в формате DWF. Эти файлы содержат информацию о том, какие исправления необходимо внести в основные файлы чертежа. Файл DWF имеет древовидную структуру в соответствии с основным чертежом, записанным в формате DWF, и список замечаний по каждому из листов основного документа. Получив такой файл, пользователь может просмотреть замечания по каждому из листов и внести соответствующие поправки. Менеджер заметок легко закрывается и открывается комбинацией клавиш Ctrl+7.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

В. М. Паклина, Е. М. Паклина

Основы проектирования в системе AutoCAD 2015

Рекомендовано учебно-методическим советом
института фундаментального образования в качестве
учебно-методического пособия для студентов всех форм обучения
технических направлений подготовки по дисциплине «Информатика»

Екатеринбург
УрФУ
2014


УДК 004.896(075.8)

ББК 32.973.26-018.2.я73

Рецензенты:

канд. техн. наук., доц. А. А. Поморцева (зам. директора ФГАО ДПО «КПК – ТЭК»);

д-р хим. наук В. Н. Некрасов (Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН)

Научный редактор – канд. техн. наук, доц. И. Н. Обабков

Паклина В. М.

П Основы проектирования в системе AutoCAD 2015:учебное-методическое пособие/ В. М. Паклина, Е. М. Паклина. – Екатеринбург: УрФУ, 2014. – 128 с.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Информатика» предназначено для студентов всех форм обучения технических направлений подготовки. В пособии подробно рассмотрены: интерфейс программы AutoCAD 2015, работа с графическими примитивами, создание текста, работа со слоями, нанесение размеров на чертеж, параметризация и 3D-моделирование.

Библиогр.: 7 назв. Рис. 161. Прил. 2.

УДК 004.896(075.8)

ББК 32.973.26-018.2.я73

ISBN © Уральский федеральный

университет, 2014


Введение.............................................................................................................. 5

Знакомство с системой проектирования AutoCAD 2015.................................. 6

Интерфейс программы................................................................................................................. 6

Рабочие пространства................................................................................................................. 11

Настройка системы..................................................................................................................... 14

Средства навигации.................................................................................................................... 15

Настройка единиц измерения.................................................................................................... 17

Построение графических примитивов............................................................. 19

Точка............................................................................................................................................. 19


Отрезок......................................................................................................................................... 21

Прямая.......................................................................................................................................... 24

Луч................................................................................................................................................ 25

Окружность.................................................................................................................................. 25

Дуга............................................................................................................................................... 26

Эллипс.......................................................................................................................................... 27

Прямоугольник............................................................................................................................ 28

Кольцо.......................................................................................................................................... 29

Правильный многоугольник..................................................................................................... 30

Полилиния................................................................................................................................... 30

Мультилиния............................................................................................................................... 33

Облако.......................................................................................................................................... 37

Сплайн.......................................................................................................................................... 38

Редактирование чертежа................................................................................... 39

Редактирование с помощью ручек............................................................................................ 39

Команды редактирования.......................................................................................................... 41

Использование объектных привязок................................................................ 55

Полярное и объектное отслеживание............................................................... 61

Создание однострочного и многострочного текста........................................ 65

Однострочный текст................................................................................................................... 65

Многострочный текст................................................................................................................. 67

Текстовые стили.......................................................................................................................... 69

Использование штриховки и заливки.............................................................. 71

Создание блоков............................................................................................... 73

Нанесение размеров на чертеж........................................................................ 77

Работа со слоями............................................................................................... 86

Параметризация................................................................................................ 88

Основы 3D-моделирования в AutoCAD 2015................................................. 94

Практикум по 3D-моделированию................................................................ 100

Задание....................................................................................................................................... 100

Ход выполнения задания......................................................................................................... 101

Библиографический список............................................................................ 115

Приложение 1. Задания для самостоятельного выполнения........................ 116

Приложение 2. Рамка и основная надпись чертежа...................................... 126


Введение

AutoCAD применяется в разработке и дизайне инструментов, производственного оборудования, в проектировании зданий и сооружений. Благодаря AutoCAD удалось значительно снизить затраты производства и сократить цикл разработки продукта.

В пособии подробно рассмотрены: интерфейс программы, построение и редактирование графических объектов, параметризация, объектная привязка и отслеживание, работа с текстом и слоями, 3D-моделирование.

В пособии содержится большое количество практических заданий для самостоятельного выполнения, обозначенных символом &. В приложение вынесены индивидуальные задания для студентов.

Знакомство с системой проектирования AutoCAD 2015

AutoCAD 2015 – это система автоматизированного проектирования, предназначенная для создания двухмерных и трехмерных промышленных объектов.

Интерфейс программы

Рабочее окно программы AutoCAD 2015 и элементы его интерфейса представлены на рис. 1.

Поиск по справке
Справка
Вход в AutoCAD 360
Autodesk сообщества
Режимы рисования

Рис. 1. Окно программы AutoCAD 2015

Кнопка приложения AutoCAD –используется для доступа к командам Создать , Открыть , Сохранить , Печать , Закрыть, для экспорта и публикации файлов, для настройки параметров системы и чертежа (рис. 2).

Рис. 2. Обозреватель меню системы AutoCAD 2014

Панель быстрого доступа – настраиваемая панель инструментов,содержащая набор часто используемых команд.

Лента – единый компактныйэлемент интерфейса, состоящий из вкладок с расположенными на них панелями инструментов.

Курсор в системе AutoCAD имеет вид перекрестия с квадратной мишенью в точке пересечения.

Командная строка предназначена для ввода команд и ведения диалога с системой, уточняющего действие этой команды. При нажатии на клавишу F2 можно получить полную информацию о действиях пользователя и сообщениях системы за текущий сеанс работы с AutoCAD. Для отображения командной строки можно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + 9 .

В пространстве модели происходит построение и редактирование объектов.

В рабочей области пространства модели содержатся кнопки управления видами, видовыми экранами и визуальными стилями (рис. 3).

Рис. 3. Кнопки управления

Кнопка управления видовыми экранами [–] позволяет разбить пространство модели на несколько видовых экранов.

Кнопка управления видами [Сверху] позволяет изменить вид отображения объекта. Например, сверху, слева, изометрия и др.

Кнопка управления визуальными стилями позволяет изменить стиль отображения объектов. Например, каркас, реалистичный, оттенки серого и др.

Пространство листов предназначено для окончательной компоновки и подготовки чертежа к выводу на печать. На листе можно размещать основную надпись чертежа, создавать видовые экраны и добавлять примечания.

В пространстве листа одна единица соответствует расстоянию на распечатанном листе. Единицы задаются в миллиметрах или дюймах, в зависимости от настроек принтера.

Строка состояния(рис. 3), расположенная внизу рабочего окна, содержит кнопки режимов рисования, модели, листа, переключения рабочих пространств, аннотаций и др. Кнопка Адаптация позволяет настроить панель под потребности конкретного пользователя.

Адаптация

Рис. 4. Строка состояния

В системе AutoCAD существуют следующие режимы рисования:

– шаговая привязка, при которой графический курсор перемещается строго по узлам воображаемой сетки с заданным шагом;

– отображение фоновой вспомогательной сетки на экране монитора;

– ортогональный режим проектирования,при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий, направленных строго вдоль осей координат;

– полярное отслеживание, при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий под определенными углами, заданными пользователем;

– изометрическое проектирование позволяет изменять курсор в зависимости от плоскости, в которой происходит построение;

объектная привязка позволяет точно указывать положение точек на объектах;


– подразумеваемые зависимости позволяют автоматически накладывать зависимости между создаваемыми или редактируемыми объектами;

– объектное отслеживание позволяет вычерчивать отрезки прямых линий от характерных точек существующих объектов под определенными углами;

– динамический ввод обеспечивает командный интерфейс в области курсора, позволяющий удерживать фокус в области построения;

– отображение веса линий (толщины линий) на экране монитора.

Кнопка Быстрые свойства позволяет обратиться к подмножеству свойств выбранного объекта, доступных из палитры Свойства .


Рабочие пространства

Рабочее пространство – наборы меню, панелей инструментов, вкладки ленты, палитры, объединенные и организованные таким образом, что можно работать в удобной для рисования среде.

В программе AutoCAD имеются следующие заранее определенные, рабочие пространства:

Рисование и аннотации;

3D-моделирование;

Основы 3D.

Каждое из этих рабочих пространств ориентировано на конкретную задачу. Например, при создании трехмерных моделей можно использовать рабочее пространство 3D-моделирование , которое содержит ориентированные на работу с 3D-объектами инструментальные панели, меню и палитры.

Для перехода из одного рабочего пространства в другое можно воспользоваться кнопкой Переключение рабочих пространств , расположенной в строке состояния.

Имеется возможность создания собственных рабочих пространств и внесения изменений в существующие рабочие пространства.

Для создания рабочего пространства необходимо вызвать диалоговое окно Адаптация пользовательского интерфейса (рис. 5). Сделать это можно несколькими способами:

Вкладка Управление 4 Пользовательский интерфейс ;

Кнопка Переключение рабочего пространства 4 Адаптация .

Рис. 5. Адаптация интерфейса пользователя

Для создания нового рабочего пространства на вкладке Адаптация необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по элементу дерева Рабочее пространство и в появившемся контекстном меню выбрать команду Новое рабочее пространство.

Для настройки нового рабочего пространства, необходимо его выделить и в области Содержимое рабочего пространства нажать на кнопку. .

Для того чтобы на экране отображались меню, панели инструментов и вкладки ленты, которые понадобятся при работе, их необходимо в списке отметить флажками (рис. 6).

Рис. 6. Настройка рабочего пространства

После всех настроек рабочего пространства необходимо нажать кнопку Готово , а затем Применить .

Настройка системы

В программе AutoCAD предварительную настройку системной среды и ее модификацию в процессе работы можно осуществлять с помощью диалогового окна Параметры (рис. 7).

Диалоговое окно можно вызвать несколькими способами:

Кнопка приложения 4 ;

Из контекстного меню рабочей зоны или области командной строки выбрать команду .

Диалоговое окно Параметры содержит одиннадцать вкладок (рис. 7).

Рис. 7. Настройка системы AutoCAD

Средства навигации

Для перемещения по чертежу можно использовать:

Вертикальную и горизонтальную полосы прокрутки;

Кнопку Панорамирование ;

- Штурвал ;

Ролик мыши;

Команду Pan (Пан ).

Полосы прокрутки подключаются на вкладке Экран диалогового окна Параметры (рис. 7).

Команду Панорамирование можно вызвать из панели навигации
(рис. 8) или из контекстного меню.

Рис. 8. Панель навигации

После выбора команды Панорамирование курсор в графическом экране принимает вид ладони. Передвигая курсор по экрану при нажатой левой кнопке мыши, происходит перемещение в соответствующую сторону чертежа. Для завершения команды можно воспользоваться клавишами Esc , Enter или в контекстном меню выбрать команду Выход .

Команду Панорамирование проще всего выполнять, используя ролик мыши. Для этого достаточно на него нажать и, не отпуская, переместить курсор в нужном направлении.

Штурвал (рис. 9), который объединяет в одном интерфейсе несколько команд.

Вызвать Штурвал можно из контекстного меню, панели навигации или с помощью команды Навштурвал .

Рис. 9. Штурвал

При проектировании в основном используются истинные размеры объектов, поэтому чертежи могут получиться как очень маленькие, так и очень большие. Для увеличения и уменьшения изображения применяют команду Зумирование , расположенную на панели навигации и в контекстном меню.

Для увеличения изображения необходимо выбрать команду Зумирование и при нажатой левой кнопке мыши передвигать курсор вверх, а для уменьшения – вниз. Завершение команды происходит так же, как и при панорамировании.

Увеличить или уменьшить изображение можно так же с помощью ролик мыши. Вращение ролика вверх – увеличивает масштаб, а вниз – уменьшает. Двойное нажатие на ролик соответствует команде Показать все , которая вписывает весь чертеж в экран.

В системе AutoCAD существует несколько команд зуммирования. Их можно найти на панели навигации (рис. 10).

Рис. 10. Команды зуммирования

Удобным средством навигации является Видовой куб (рис. 11), позволяющий переключаться между стандартными и изометрическими видами.

Рис. 11. Видовой куб

Для поворота вида в пространстве можно воспользоваться командами: Орбита , Свободная орбита и Непрерывная орбита , расположенными в панели навигации.

Настройка единиц измерения

Единица измерения – заданная пользователем величина, определяющая расстояние.

В системе AutoCAD пользователь выбирает единицы измерения линейных величин, принятые в области его профессиональной деятельности: миллиметры, метры, километры, дюймы и т.д. Таким образом, при работе с пакетом можно считать, что графическое окно AutoCAD безразмерно и изделия вычерчиваются в нем в натуральную величину. В рабочей зоне экрана монитора расстояния измеряются системой в условных единицах, определяющих только формат представления числа: целый, вещественный, в экспоненциальном виде или в виде дробей. Соответствие между реальной и условной системами измерения устанавливается при выборе масштаба вывода чертежа на плоттер.

Угловые величины обычно задаются в программе AutoCAD в градусах и долях градуса. Пользователю предоставляется право выбрать для угловых величин другие единицы измерения: радианы, грады или топографические единицы. За положительное изменение угловых величин принято вращение против часовой стрелки от положительного направления оси координат X .

Настроить единицы измерения можно с помощью диалогового окна Единицы чертежа (рис. 12). Вызвать его можно с помощью команды
4Утилиты 4Единицы.

С помощью данного диалогового окна можно установить единицы измерения вставленных элементов, угловые и линейные форматы, их точность, а также указать направление базового угла.

Рис. 12. Диалоговое окно Единицы чертежа

Построение графических примитивов

Примитивы – это заранее определенные основные геометрические элементы, при помощи которых строятся более сложные объекты.

В системе AutoCAD имеется обширный набор примитивов: точка, отрезок, круг, дуга, полилиния, мультилиния, сплайн, текст, блок, эллипс, многоугольник и т.д.

Для построения графических примитивов можно воспользоваться командной строкой или панелью инструментов Рисование (рис. 13), расположенной на вкладке ленты Главная .

Рис. 13. Панель инструментов Рисование

Рассмотрим основные геометрические примитивы.

Точка является простейшим геометрическим объектом. Для ее построения используется соответствующая команда Точка Рисование с помощью кнопки .

После ввода команды в командную строку и нажатия клавиши Enter , AutoCAD предложит вам ввести координаты точки. Их необходимо указать через запятую и нажать Enter .

&Используя командную строку, постройте точку с координатами
200, 400.

По умолчанию AutoCAD изображает точку одним пикселем. Размер и вид точки можно менять, для этого служат системные переменные Pdsize и Pdmode соответственно.

&Измените значение системной переменной Pdmode на 66, а значение Pdsize на 10.

Установить размер и вид точки можно с помощью диалогового окна Отображение точек (рис. 14), которое вызывается командой Типточки .

Рис. 14. Настройка размера и вида точки

&Установите размер точки 5, а отображение символом «+».

Для рисования отрезка применяется команда Отрезок , которая Рисование с помощью кнопки .

&Начертите произвольную ломаную из отрезков.

После того, как вы укажите первую точку отрезка, в командной строке появится сообщение: «Следующая точка или [оТменить]: ». Это сообщение означает, что можно указать на экране не только следующую точку, но и выбрать опцию оТменить . Она отменяет последнее действие команды, т.е. выполняет так называемый откат. Для отмены последнего действия необходимо в командной строке набрать слово Отменить в верхнем или нижнем регистре и нажать клавишу Enter . Если в опции какие-нибудь буквы являются прописными, то в командной строке достаточно ввести только эту часть имени опции, в верхнем или нижнем регистре. В данном случае для отмены можно ввести «Т » или «т», и нажать клавишу Enter .

В командной строке дополнительные опции можно так же выбирать с помощью указателя мыши.

Если на экране изображено более двух точек подряд, то в командной строке появляется сообщение: «Следующая точка или [Замкнуть/ оТменить]: ». После ввода в командную строку буквы «З » в верхнем или нижнем регистре и нажатия клавиши Enter , на экране появится еще один отрезок, соединяющий конец последнего отрезка и начало первого.

Для завершения построения отрезков без их замыкания, можно нажать клавишу Enter , которая всегда является признаком конца циклических операций.

Если требуется прервать выполнение какой-либо команды, то необходимо нажать клавишу Esc .

Удобным средством, помогающим выбрать следующее действие при построении отрезка, является контекстное меню (рис. 15), которое можно вызвать нажатием правой кнопки мыши внутри графического экрана.

Рис. 15. Контекстное меню

&Нарисуйте треугольник с вершинами (50,25), (50,100) и (120,50).

При построении отрезков, направленных строго вдоль осей координат, используется ортогональный режимпроектирования, включить который можно в строке состояния или клавишей F8 .

&В ортогональном режиме проектирования постройте произвольный прямоугольный треугольник.

Еще одним способом рисования отрезков является способ
«направление – расстояние », с помощью которого можно рисовать отрезки в заданном направлении и определенной длины. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Выбрать инструмент Отрезок ;

Указать первую точку отрезка;

Переместить курсор в нужном направлении;

Набрать в командной строке длину отрезка (например, 100) и нажать клавишу Enter .

&Используя способ рисования «направление – расстояние», в ортогональном режиме проектирования начертите прямоугольник 100×70. Измените его цвет, вес и тип линий.

Для добавления дополнительных типов линий необходимо из соответствующего списка панели инструментов Свойства выбрать команду Другое . В результате появится диалоговое окно Диспетчер типов линий
(рис. 16), в котором с помощью кнопки Загрузить можно добавить новые линии.

Все это время построение точек и отрезков производилось в декартовой (прямоугольной) системе координат. В AutoCAD существует также способ задания координат в полярной системе . Сначала указывается длина, ставится знак «<», а затем величина угла. Например, для построения отрезка, идущего из начала координат, длиной 50, под углом 60 градусов к оси Х необходимо в качестве второй точки указать значение 50 < 60.

В AutoCAD кроме абсолютных координат существуют и относительные координаты, при которых за начало отсчета берется последняя построенная точка. При указании относительных координат используется символ «@», например: @ 100,50 или @100<45.

&Используя полярные и относительные координаты, постройте равносторонний треугольник со сторонами 200 мм.

Для рисования прямой предназначена команда Прямая , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда Прямая имеет пять опций:

- Гор – построение горизонтальных линий;

- Вер – построение вертикальных линий;

- Угол – построение линий под углом;

- Биссект – построение биссектрисы угла, для которой нужно указать вершину и стороны;

- Отступ – построение прямой параллельно другому линейному объекту, в качестве которого может выступать отрезок, луч или прямая.

Чтобы воспользоваться какой-либо из опций, достаточно ввести в командной строке заглавные буквы из их названий или выбрать опции указателем мыши.

&Постройте две пересекающиеся прямые и биссектрису одного из образованных углов.

Команда Луч может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование соответствующейкнопкой .

&Постройте несколько произвольных лучей.

&Очистите рабочий экран от всех примитивов, которые вы начертили, используя кнопку Выбрать все , расположенную в панели инструментов Утилиты вкладки ленты Главная и клавишу Delete.

Окружность

Для построения окружности используется соответствующая команда Круг , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Эта команда позволяет вычерчивать окружность различными способами:

По центру окружности и ее радиусу;

Центру окружности и ее диаметру;

Двум точкам диаметра окружности;

Трем точкам окружности;

Двум касательным и радиусу;

Трем касательным.

&Для произвольного треугольника постройте вписанную и описанную окружности (рис. 17).

Рис. 17. Вписанная и описанная окружности

Для построения дуги можно воспользоваться кнопкой , расположенной в панели инструментов Рисование или ввести команду Дуга в командную строку.

Дугу можно нарисовать одиннадцатью способами (рис. 18).

&Нарисуйте несколько дуг различными способами.

Рис. 18. Способы рисования дуг

Для рисования эллипса предназначена команда Эллипс , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

&Нарисуйте эллипс и эллиптическую дугу (рис. 19).

Рис. 19. Примеры эллипса и эллиптической дуги

Прямоугольник

Для построения прямоугольника используется команда Прямоугольник или Прямоуг , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда Прямоугольник (Прямоуг ) имеет пять опций:

- Фаска – задание двух длин фаски в каждом углу прямоугольника;

- Сопряжение – задание радиуса скругления углов прямоугольника;

- Уровень – задание уровня для построения прямоугольника, смещенного по оси Z трехмерного пространства;

- Высота – задание высоты для построения прямоугольника, выдавленного вдоль оси Z трехмерного пространства;

- Ширина – задание ширины линии.

При рисовании нового прямоугольника старые опции сохраняются по умолчанию, поэтому если они не нужны, то необходимо их переопределять

&Нарисуйте прямоугольники, изображенные на рис. 20.

Рис. 20. Примеры прямоугольников

Команда Кольцо может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью соответствующей кнопки .

Данная команда запрашивает у пользователя внешний и внутренний диаметры, после чего требуется указать центр кольца.

Для всех объектов рисунка можно отменить сплошное заполнение
(рис. 21), изменив значение системной переменной FILLMODE с 1 на 0.

&Нарисуйте кольца разных диаметров (рис. 21) и с отключенной опцией закраски (рис. 22).

Рис. 21. Примеры колец

Рис. 22. Кольцо с отключенной закраской


Правильный многоугольник

Для рисования правильного многоугольника используется команда
Мн-угол , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

При рисовании правильного многоугольника сначала необходимо указать число его сторон, а потом центр или сторону. Если пользователь выбирает опцию Cторона , то необходимо указать две точки стороны многоугольника, по которым он будет строиться. Если же указывается центр многоугольника, то следующий вопрос будет такой: «Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности] :». После ввода нужной команды (В или О в верхнем или нижнем регистре) задается радиус окружности.

&Постройте правильные многоугольники, изображенные на рис. 23.

Рис. 23. Примеры правильных многоугольников

Полилиния

Полилиния – это сложный примитив, состоящий из одного или нескольких связанных между собой прямолинейных или дуговых сегментов, имеющих разную ширину. Полилиния обрабатывается как единое целое (например, при редактировании или удалении).

Для рисования полилинии служит команда Плиния , которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с

помощью кнопки .

После ввода команды Плиния необходимо указать начальную точку полилинии. Последующий запрос содержит дополнительную информацию: «Следующая точка или [Дуга/ Полуширина/ длИна/ Отменить / Ширина] :». При указании второй точки полилинии появляется еще одна опция Замкнуть .

Рассмотрим более подробно опции полилинии:

- Дуга – переход в режим рисования дуговых сегментов;

- Замкнуть – добавление замыкающего участка полилинии;

- Полуширина – задание полуширины полилинии;

- длИна – построение сегмента, являющегося продолжением предыдущего участка с заданной длиной;

- Отменить – отмена последней операции;

- Ширина – задание ширины очередного сегмента полилинии (ширина начала и конца сегмента может быть разной).

При переходе в режим рисования дуг предлагается следующий набор опций:

- Угол – величина центрального угла дугового сегменты;

- Центр – центр для дугового сегмента;

- Замкнуть – замыкание полилинии дуговым сегментом;

- Направление – направление касательной для начальной точки дуги;

- Полуширина – полуширина следующего дугового сегмента;

- Линейный – переход в режим рисования линейных сегментов;

- Радиус – радиус дугового сегмента;

- Вторая – вторая точка для построения дугового сегмента;

- Отменить – отмена последнего построенного сегмента;

- Ширина – ширина следующего сегмента.

Рассмотрим пример рисования полилинии в виде стрелочки (рис. 24). Для этого вызовете команду Плиния . Укажите на графическом экране начальную точку, а на вопрос: «Следующая точка или [Дуга/Полуширина/длИна/ Отменить/Ширина] :»,введите букву «Ш », т.к. требуется изменить ширину линии. Начальную и конечную ширину установите по 1 ед. Начертите горизонтальную линию размером 20 ед. Далее установите начальную ширину, равную 3, а конечную – 0. Отложите в горизонтальном направлении линию длиной 7 ед. У вас должна получиться полилиния, изображенная на рис. 23.

Рис. 24. Полилиния в виде стрелы

&Постройте полилинии, изображенные на рис. 25.

Рис. 25. Примеры полилиний

Мультилиния

Мультилиния – это объект, состоящий из пучка параллельных ломаных линий (от 2 до 16). Их используют при рисовании стен, дорог, мостов и т.п.
К дополнительным свойствам мультилинии относятся промежуточные стыки, торцы, скругления и заливка.

Для рисования мультилинии служит команда Млиния , которая содержит следующие опции:

- Расположение – определение положения указываемых точек относительно всей мультилинии (Верх – мультилиния рисуется ниже курсора; Центр – мультилиния центрируется относительно курсора; Низ – мультилиния рисуется выше курсора);

- Масштаб – управление шириной мультилинии;

- Стиль – задание стиля для мультилинии.

&Постройте мультилинию с установленным по умолчанию стилем Standard (рис. 26).

Рис. 26. Пример мультилинии

Стиль Standard является текущим для мультилиний, но пользователь имеет возможность создавать свои собственные стили. Создать новый стиль можно с помощью команды Млстиль , которая вызывает диалоговое окно Стили мультилиний (рис. 27.).

Рис. 27. Стили мультилиний

Для создания нового стиля необходимо щелкнуть по кнопке Создать, и в появившемся диалоговом окне (рис. 28) указать имя нового стиля.

Рис. 28. Создание нового стиля

После нажатия на кнопку Продолжить установите необходимые параметры нового стиля (рис. 29).

Рис. 29. Установка параметров нового стиля мультилинии

&Создайте новые стили и с их помощью постройте мультилинии, изображенные на рис. 30.

Рис. 30. Примеры мультилиний

Для редактирования пересекающихся мультилиний достаточно выполнить двойной щелчок мыши на мультилинии и в появившемся диалоговом окне Инструменты редактирования мультилиний выбрать вариант построения
(рис. 31).

Рис. 31. Редактирование мультилинии

&С помощью мультилинии постройте перекресток дороги (рис. 32).

Рис. 32. Перекресток дороги

Облака для пометок представляют собой полилинии с дуговыми сегментами. Они используются для нанесения различных пояснительных надписей к элементам рисунка.

Для построения пометочного облака существует команда Облако которая может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки .

Команда содержит следующие опции:

- Длина дуги – задание минимальной и максимальной длины дуги для построения облака;

- Объект – выбор замкнутого объекта для преобразования в облако;

- Стиль – задание стиля для дуг облака (обычный или каллиграфия ).

&Используя стиль Каллиграфия с длиной дуги 50 ед., нарисуйте облако, изображенное на рис. 33.

Рис. 33. Пример облака

&С помощью опции Объект преобразуйте прямоугольник в облако
(рис. 34).

Рис. 34. Пример преобразования объекта в облако

Сплайн представляет собой гладкую кривую, проходящую через заданный набор точек или рядом с ними (рис. 35).

Команда Сплайн может быть введена в командной строке или вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопок Сплайн по определенным точкам или Сплайн по управляющим вершинам .

&Постройте сплайн, изображенный на рис. 35.

Рис. 35. Пример сплайна

Редактирование чертежа

Для редактирования чертежа можно использовать ручки, команды общего редактирования – копирование, перемещение, масштабирование, удлинение и др., и команды редактирования составных примитивов.

Редактирование с помощью ручек

Ручки имеют вид квадратных меток и находятся в характерных точках выбранных объектов. Например, для отрезка характерными являются средняя и конечные точки (рис. 36). Ручки появляются при выделении объекта или группы объектов.

Рис. 36. Ручки в характерных точках отрезка

Если щелкнуть левой кнопкой мыши по одной из ручек, то изменится ее цвет. Это означает, что можно выполнять операции редактирования. Например, при выборе конечной точки отрезка можно изменить ее местоположение
(рис. 37). При выборе средней точки отрезка можно перенести его на какое-либо расстояние (рис. 38).

Рис. 37. Перенос одного конца отрезка

Рис. 38. Перенос отрезка с помощью средней ручки

С помощью ручек можно выполнять растягивание, перемещение, поворот, масштабирование и зеркальное отображение объектов. При выделении ручки в командной строке появляется команда Растянуть . Для перехода к другим командам можно воспользоваться клавишами Enter или Пробел .

&Используя ручки редактирования, поверните отрезок на 60 0 .

&Используя ручки редактирования, измените масштаб эллипса
(рис. 39).

Рис. 39. Изменение масштаба эллипса

Операции редактирования можно применять сразу к нескольким объектам, предварительно выделив их левой кнопкой мыши. Удаление объектов из набора осуществляется так же, как и включение, но при нажатой клавише Shift .

Если требуется включить в набор множество объектов, то нерационально их выделять щелчком мыши. Для этого можно использовать простую или секущую рамки. Чтобы их построить, необходимо указать две точки рамки.

Простая рамка начинается слева от набора объектов и имеет голубой цвет. В набор элементов включаются только те объекты, которые полностью попали в рамку.

Секущая рамка начинается справа от набора объектов и имеет зеленый цвет. В набор элементов включаются все объекты, которые попали в рамку.

Для выбора объектов можно также воспользоваться командами:

- Рамка Лассо ;

- Секрамка Лассо ;

- Линия Лассо .

Для того чтобы воспользоваться командами лассо необходимо указать начальную точку и не отпуская левой кнопки мыши обвести линией выделяемые объекты. Клавиша Пробел позволяет изменять вид лассо.

Отменить выделение объектов можно клавишей Esc .

&Нарисуйте произвольные объекты и выделите их простой и секущей рамками.

Команды редактирования

Кроме ручек для редактирования объектов предназначена панель инструментов Редактирование (рис. 40), расположенная на вкладке ленты Главная .

Рис. 40. Панель инструментов Редактирование

Для удаления объектов предназначена команда Стереть , которой соответствует кнопка панели инструментов Редактирование . После выбора данной команды необходимо выделить объекты, предназначенные для удаления. Как только будет нажата клавиша Enter , выделенные объекты исчезнут с экрана. Для удаления объектов можно также воспользоваться клавишей Delete .

&Удалите все объекты из пространства модели.

Для копирования объектов предназначена команда Копировать или кнопка . После выбора данной команды требуется выбрать объекты, предназначенные для копирования, и нажать клавишу Enter . Далее в командной строке появится запрос: «Базовая точка или [Смещение реЖим] :». Удобнее указать одну из характерных точек копируемого объекта. После этого укажите координаты второй точки перемещения, введя их в командную строку или щелкнув левой кнопкой мыши в нужном месте. Опция реЖим позволяет сделать одну или несколько копий.

&Сделайте копию многоугольника (рис. 41).

Рис. 41. Копирование многоугольника

Команда Зеркало или кнопка позволяют зеркально отразить выбранные объекты. После выбора объектов необходимо нажать клавишу Enter . Далее система попросит указать первую и вторую точки оси отражения. На последний запрос: «Удалить исходные объекты? [Да/Нет]: » – введите «Д », если объекты-оригиналы не нужны, или «Н », если их требуется оставить.

&Зеркально отразите несколько объектов (рис. 42).

Рис. 42. Зеркальное отражение объектов

Команда Подобие или кнопка позволяют строить подобные друг другу (параллельные) объекты. В первом запросе системы необходимо указать расстояние смещения подобного объекта. Далее выбрать объект и точку, определяющую сторону смещения. После построения первого подобного заданному объекта имеется возможность построить другие подобные объекты с тем же смещением. Для завершения построений нажмите клавишу Esc или Enter .

&Постройте подобный объект, изображенный на рис. 43.

Рис. 43. Построение подобных друг другу объектов

Команда Массив предназначена для создания группы копий одних и тех же объектов. В системе AutoCAD существует возможность создавать массивы:

Прямоугольные;

Круговые;

По заданной траектории.

При построении прямоугольного массива необходимо в панели Редактирование выбрать команду Массивпрямоуг .

После выбора объектов, входящих в массив и нажатия клавиши Enter появляется вкладка Создание массива (рис. 44).

Рис. 44. Создание прямоугольного массива

&Постройте прямоугольный массив, изображенный на рис. 45.

Рис. 45. Прямоугольный массив

При построении кругового массива необходимо в панели инструментов Редактирование выбрать команду или ввести в командную строку Массивкруг .

После выделения объектов, входящих в круговой массив необходимо нажать клавишу Enter и указать центр массива.

В появившейся вкладке Создание массива (рис. 46) необходимо установить нужные параметры.

Рис. 46. Создание кругового массива

&Постройте круговой массив, изображенный на рис. 47.

Рис. 47. Круговой массив

Для создания массива по траектории предназначена соответствующая кнопка в панели инструментов Рисование или команда Массивтраект .

&Создайте массив по траектории (рис. 48).

Рис. 48. Массив по траектории

Для перемещения выбранных объектов предназначена команда Перенести или кнопка .

&Переместите круговой массив на другое место.

Команда Повернуть, которой в панели инструментов Редактирование соответствует кнопка , позволяет повернуть выбранные объекты относительно базовой точки на заданный угол.

&Поверните прямоугольник на 60 0 (рис. 49).

Рис. 49. Поворот объекта

Команда Масштаб , которой соответствует кнопка , расположенная на панели Редактирование , позволяет масштабировать выбранные объекты относительно базовой точки.

После выделения объектов, предназначенных для масштабирования, нажмите клавишу Enter . Указав базовую точку, система выдаст вопрос: «Масштаб или [Копия/Опорный отрезок] :». Для масштабирования объектов с увеличением необходимо ввести число больше 1, а с уменьшением – положительное число меньше 1.

Опция Копия применяет масштабирование к копии выбранного объекта. При масштабировании с помощью Опорного отрезка имеющееся расстояние используется как основа для нового размера. При этом коэффициент преобразования будет получен путем деления значения второй длины на значение первой.

Команда Растянуть , которой соответствует кнопка , позволяет изменить форму выбранного объекта. Для выделения объектов используется секущая рамка. Конечные точки, попавшие в секущую рамку, растягиваются. Если же объект выделен полностью, то он не растягивается, а перемещается в заданном направлении.

Рассмотрим пример редактирования квадрата:

Введите в командной строке Растянуть или нажмите на кнопку ;

Секущей рамкой выделите одну из вершин квадрата (рис. 50, а ) и нажмите клавишу Enter ;

Укажите базовую точку и переместите ее в нужном направлении
(рис. 50, б ).

После выполнения команды растягивания квадрат примет вид четырехугольника, изображенного на рис. 50, в .

Рис. 50. Пример выполнения команды Растянуть

Команда Обрезать , которой соответствует кнопка на панели инструментов Редактирование , позволяет обрезать объекты кромками других объектов.

Рассмотрим пример обрезки объектов (рис. 51):

В командной строке введите Обрезать или нажмите на кнопку ;

Выберите режущий объект, в нашем случае это отрезок;

Нажмите клавишу Enter ;

Укажите обрезаемые объекты, причем в той части, которая должна исчезнуть;

После обрезки всех объектов нажмите клавиши Enter или Esc .

Обрезать объекты можно не только пересекающимися объектами, но и их продолжениями. Для этого предназначена опция Кромка, режим –
с продолжением .

Рис. 51. Обрезка объектов

&С помощью опции Кромка обрежьте многоугольник продолжением отрезка (рис. 52).

Рис. 52. Обрезка объекта продолжением кромки

В качестве режущей кромки могут выступать не только сами объекты, но и их проекции. Для этого предназначена опция Проекция . Способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат, либо по текущему виду.

Команда Обрезать также позволяет удлинять объекты, а не обрезать их.

Для этого вместо обычного выбора обрезаемых объектов можно, удерживая клавишу Shift , выделить удлиняемые объекты.

Одни и те же объекты могут быть одновременно, и режущими кромками и обрезаемыми объектами. На рис. 53 представлен пример, когда все окружности одновременно являются, и режущими кромками и обрезаемыми объектами.

Рис. 53. Пример обрезки объектов

Команда Удлинить , которой соответствует кнопка , расположенная на панели инструментов Редактирование , позволяет удлинить одни объекты до других.

&Удлините дугу до прямоугольника (рис. 54).

Рис. 54. Удлинение объекта

Если при выборе удлиняемых объектов нажата клавиша Shift , то объекты не удлиняются, а обрезаются.

Команда Фаска , которой соответствует кнопка предназначена для выполнения операции подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов на заданное расстояние от точки их пересечения. После выполнения команды строится новый отрезок, соединяющий точки подрезки двух объектов (рис. 55).

Рис. 55. Пример построения фаски

На первый запрос системы: «Выберите первый отрезок или [оТменить/ полИлиния/Длина/Угол/оБрезка/Метод/Несколько] :» – введите в командной строке букву «Д » (в верхнем или нижнем регистре), чтобы задать длину фасок, и нажмите клавишу Enter . Затем введите длину первой и второй фаски и выберите нужные отрезки.

&Снимите фаски с объекта, как показано на рис. 56.

Рис. 56. Пример снятия фаски

Иногда требуется строить фаски, не меняя исходных объектов. Это можно сделать с помощью опции Обрезка , режим – Без обрезки .

&Снимите фаску, не меняя исходные отрезки (рис. 57).

Рис. 57. Снятие фаски без обрезки

Команда Сопряжение , которой на панели инструментов Редактирование соответствует кнопка , предназначена для выполнения операции соединения объектов дугой заданного радиуса.

На первый запрос: «Выберите первый объект или [оТменить/полИлиния/ раДиус/оБрезка/Несколько]: » – перейдите к вводу радиуса сопряжения. Далее выберите сопрягаемые объекты.

&С помощью команды «сопряжение» преобразуйте объект, изображенный на рис. 58.

Рис. 58. Пример выполнения сопряжения

&Выполните сопряжение с сохранением исходных отрезков (рис. 59).

Рис. 59. Сопряжение без обрезки

Для редактирования сложных объектов можно воспользоваться дополнительными командами из панели инструментов Редактирование
(рис. 60).

Рис. 60. Команды редактирования

Рассмотрим пример сглаживания полилинии (рис. 61). Воспользуемся кнопкой Редактировать полилинию или введем в командной строке Полред . После выбора полилинии на запрос: «Задайте параметр [Замкнуть/Добавить/ Ширина/Вершина/СГладить/СПлайн/Убрать сглаживание/Типлин/ оБратить/ Отменить]: » – выберите СГлаживание . В результате проделанных действий полилиния сгладится.

Рис. 61. Сглаживание полилинии

Использование объектных привязок

Объектная привязка позволяет строить новые точки на чертеже, привязываясь к характерным точкам существующих объектов или относительно них. Функция объектной привязки содержит набор инструментов, позволяющих выполнять точные геометрические построения.

В процессе работы режим Объектная привязка можно включать или отключать по мере необходимости, используя кнопку , расположенную в строке состояния или клавишу F3 .

Из раскрывающегося списка Объектной привязки можно включить только те привязки, которые необходимы в данный момент (рис. 62).

Рис. 62. Объектные привязки

Команда Параметры объектной привязки вызывает диалоговое окно Режимы рисования (рис. 63), которое используется для выполнения настроек.

&Установите привязки, как показано на рис. 63.

Рис. 63. Настройка объектной привязки

Используя объектную привязку, нарисуем перпендикуляр к отрезку
(рис. 64). Для этого:

Выберите инструмент Отрезок ;

В строке состояния нажмите на кнопку Объектная привязка и из раскрывающегося списка выберите команду Нормаль ;

Наведите курсор на отрезок;

Когда возле курсора

© 2024 gaurangafest.ru
Все для ПК